Наша
компания за последние два года наблюдает существенный рост дел по отказу в
выплате страхового возмещения либо существенной задержке данной выплаты
страховыми компаниями.
Выплаты задерживается как по полисам ОСАГО, так и по полисам КАСКО. Однако,
если ОСАГО является обязанностью владельца источника повышенной опасности, в
силу ст. 4 Закона об ОСАГО, то страхование по полису каско — это добровольное
страхование транспортного средства (автомобиля), как имущества.
Так, рост по данной категории дел по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года составил более 200 %, увеличились и суммы страховых возмещений.
Нас заинтересовали причины такого роста. Проведя анализ причин роста дел данной
категории, мы отметили, что увеличение обращений за правовой поддержкой при
защите своих прав вызвано серьезным ужесточением финансовой политики страховыми
компаниями по принятию решений о выплате страховых возмещений вне зависимости
от категории полиса (ОСАГО или КАСКО).
Данное ужесточение СК вызваны либо из-за длительного периода финансовой
нестабильности в мире (и страховые компании не стремились расставаться с
деньгами на фоне подающего рынка продаж авто) либо в результате ошибочной
тарифной политики по ряду страховых продуктов. В любом случае значительная
часть СК стала более внимательнее относится к обращениям граждан о выплатах.
Участились случаи проведения транспортно-трасологических экспертиз, с целью
определения механизма повреждений транспортных средств, формального отказа в
выплате, задержка выплат стала нормой.
Всё это характеризует не столько о нежелании выполнять условия заключенного
договора страхования СК, сколько естественная попытка минимизировать свои
издержки и расходы по данным статьям.
Все это не означает, что добросовестный автолюбитель, получив полис осаго или
каско, при ДТП непременно будет вынужден обращаться в суд за получением
страхового возмещения, однако такая вероятность, исходя из проведенного
анализа, увеличилась по сравнению с прошлыми годами.
Так из общего количества обращений в судебном порядке разрешаются около 85 %,
оставшиеся дела разрешаются в досудебном порядке. Аналогичный период 2009 года
показывал иную пропорцию 30/70 в пользу досудебного урегулирования.
Большинство автовладельцев интересуют вопросы, как не допустить задержки
выплаты и куда обращаться.
Можно прописать следующий алгоритм поведения автомобилиста, однако выбор
проведения тех или иных действий принимается каждым самостоятельно:
1. При заключении договора страхования внимательно изучите правила страхования
и процедуру фиксации ДТП и обращения в СК.
2. Не руководствуйтесь правилом «верить на слово» при общении с СК. Это не
означает, не доверять им, всего лишь получаете фиксатор ваших действия на
бумажном носителе (при обращении можно потребовать расписку с перечнем сданных
документов, даты их подачи, а также номера дела (убытка)).
3. По истечении установленного законом и правилами страхования срока обратиться
в Федеральную службу страхового надзора с заявлением по факту нарушения сроков
выплат.
4. В случае неразрешения ситуации- обращение в суд.
Как уже отмечено выше, это всего лишь примерный алгоритм поведения, который должен
знать каждый, вопрос о соблюдении его зависит от специфики каждого конкретного
дела.